Советы психолога

Работа с одаренными детьми

КАЧЕСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПЕДАГОГА ПРИ РАБОТЕ С  ОДАРЕННОЙ ЛИЧНОСТЬЮ

  • интеллектуальное превосходство;
  • глубокие знания учебного предмета;
  • желание обучать одаренных;
  • отсутствие боязни одаренных учащихся;
  • многосторонность интересов педагога;
  • богатое воображение;
  • осведомленность в методах обучения;
  • способность к индивидуализации;
  • стремление к высоким достижениям в работе;
  • реальная любовь к ученикам.

При проведении опросов на мотивацию работать с одаренными детьми  педагоги отмечают, что одаренную личность сложнее воспитывать, чем обучать.

Качества, которых недостает педагогу в работе с одаренными школьниками: психологической подготовки, терпения и творческого проявления.

Основные прин­ципы, которым должен следовать в своей работе учитель, стре­мящийся добиться благотворных взаимоотношений с учащимися.

Их сформулировал Роберт Берне в своей книге «Развитие Я-концепции и воспитание». Вот они:

  • С самого начала и на всем протяжении учебного процес­са учитель должен демонстрировать детям свое полное к ним доверие.
  • Он должен помогать   учащимся   в   формировании   и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и пе­ред каждым учащимся в отдельности.
  • Он должен всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.
  • Он должен выступать для учащихся как источник разнооб­разного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью при возникших трудностях в решении той или иной задачи.
  • Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого уча­щегося.
  • Он должен развивать в себе способность чувствовать эмо­циональный настрой группы и принимать его.
  • Он   должен   быть   активным   участником   группового взаимодействия.
  • Он должен активно выражать свои чувства в группе.
  • Он должен стремиться к достижению эмпатии, позволяю­щей понимать чувства и переживания каждого.
  • Наконец, он должен хорошо знать самого себя.

Внима­ние! Сейчас каждый учитель может проверить свои неко­торые личностные установки, используя такой тест.

Тест для самопроверки

Инструкция:

Вам даются личностные и деловые качества учащихся, с ко­торыми вы сталкиваетесь в повседневной школьной жизни. Их всего 16. Они пронумерованы. Вам надо поставить слева от каж­дого номера знаки плюс или минус, но таким образом: если вам импонирует то или иное качество, оно ближе вам, интереснее, приятнее, то вы ставите плюс, а если по какой-то причине оно вас не устраивает — минус.

  1. Дисциплинированный.
  2. Неровно успевающий.
  3. Организованный.
  4. Выбивающийся из общего темпа.
  5. Эрудированный.
  6. Странный в поведении, непонятный.
  7. Умеющий поддержать общее дело (коллективист).
  8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
  9. Стабильно успевающий (хорошо учится).
  10. Занятый своими делами (индивидуалист).
  11. Быстро, «на лету» схватывающий.
  12. Неумеющий общаться, конфликтный.
  13. Обучающийся легко, приятный в общении.
  14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
  15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
  16. Не всегда желающий подчиняться большинству или офи­циальному руководителю.

А теперь подсчитайте, сколько у вас получилось четных плюсов. Сделайте выводы для себя (если их менее 3, то работа над собой должна быть усиленной).

Приемы и упражнения, развивающие творческое мышление 

Компетентность педагога в работе с одаренными

  • Умение выявить творческие возможности, личностные особенности, специальные интересы и способности.
  • Умение разработать специальные учебные материалы для развития одаренного ребенка, обеспечивающие закрепление и развитие творческой одаренности.
  • Умение способствовать проявлению и самореализации широкого спектра увлечений ребенка.
  • Умение определить методы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей.
  • Умение проводить уроки творчества, факультативы, конкурсы для одаренных детей.

Искусство и культура общения педагога с учащимися

  • Проявляется в умении определять и утверждать возможности школьников, создавать для них ситуации успеха.
  • В потребности и способности углубленного  понимания личности ученика.
  • В заинтересованности личностью ученика.
  • В терпимости восприятия его ошибок и недостатков.

Личностный подход в обучении одаренных

  • Равенство позиций педагога и ребенка.
  • Центрация на потребностях учеников.
  • Передача норм и знаний как личностно пережитого опыта, требующего индивидуального осмысления.
  • Эмоциональная открытость.
  • Ценностное отношение к ребенку.
  • Позитивная установка на него.

Деятельность педагога в работе с одаренными старшеклассниками

Сводится к роли руководителя, советника, консультанта и помощника.

Его задачей является оказание умелой методической помощи и выполнение функции контроля за процессом обучения и планов индивидуальной работы с одаренными подростками.

Прием 1

Не останавливайтесь на первом же правильном решении. Возьмите себе за правило заглядывать чуть-чуть дальше и копать чуть-чуть глубже.

Прием 2

Невозможно вызвать процесс творчества по своей воле, невозможно умолить его снизойти до вас, даже давая обеты.

На самом деле он придет к вам скорее, когда ваш разум отдыхает, а воображение свободно блуждает.

Приём 3

Устанавливайте взаимосвязи.

Используйте метафоры, сравнения и аналогии для генерирования новых идей. Ищите материалы вне сферы своих обычных интересов. Возьмите за правило всегда оглядываться в поисках новых интересных идей, которые уже успешно используются другими.

Приём 4

Творя – рискуйте. Если вы собираетесь выдвинуть оригинальную идею – оригинальную для вас, - нужно сделать что-то совершенно отличное от  того, что вы обычно делаете. Это означает, что нужно вторгаться в неизведанные области и предпринимать попытки сделать что-то новое. Не бойтесь облачить свой ум в охотничий костюм.

Приём 5

Если вы не ожидаете неожиданного, то и не найдете его.

Прозрения, порывы вдохновения и творческие скачки воображения могут произойти в любое время и в любом месте – в ванне, за обедом, в момент пробуждения. К сожалению, очень часто они развеиваются так же быстро, как и появляются. Будьте готовы зафиксировать их, как только они появились, набросать рисунок или сделать заметки.

Приём 6

Приблизьте каждое Ваше решение к реальности.

Переработайте и модифицируйте идею так, как Вам хочется.

Самое главное, чтобы полученные варианты были менее безумными и более выполнимыми. Попробуйте менять один за одним атрибуты какой-нибудь идеи.

Приём 7

Лучший способ поймать ветер вдохновения – это путем самонаблюдений изучить обстоятельства, способствующие обострению и раскрепощению творческих сил.

Ищите идеи причудливые, необычные, поразительные, взятые с потолка, противоречащие здравому смыслу, глубокомысленные и забавные. Храните их в памяти и извлекайте тогда, когда они могут понадобиться.

Проверка гибкости ума

Вы претендуете на должность руководителя рекламной компании.   

Утром в день собеседования вы решили поместить некую рекламу в такое место, где президент мог бы увидеть ее по дороге на работу. Что это будет за реклама? Каково должно быть внешнее оформление рекламы, чтобы президент наверняка обратил на нее внимание?

Вы знаете, что вам предложат тестовую задачу: как достать теннисный мячик из длинного узкого цилиндра, привинченного к полу. Стандартное решение – налить воды, чтобы мячик всплыл. Но вы узнали о содержании задачи и заранее подготовили дополнительные варианты ответа. Какие именно? Как вы собираетесь достать мячик?

Развитие метафорического мышления

Заполните пробелы в сравнениях и метафорах

Вода для корабля то же, что … для бизнеса.

Цветок вызывает радость, так же как … гнев.

Кран для … то же, что … для свободы.

Мой дом – это …

Моя работа – это …

Мой супруг – это …

Беспокойство – это …   

Заполните пробелы в сравнениях и метафорах

Правда – это …

Любовь – это …

Власть – это …

Идеалы – это …

Успех – это …

Размышление – это …

Счастье – это …

Жизнь – это …

Займитесь синтезом

Интересный способ ввести себя в состояние творчества заключается в том, чтобы вообразить смешение различных видов восприятия, то есть представить себе способность ощущать вкус звуков, слышать цвета, обонять ощущения. Попробуйте проделать что-то в таком роде.

Вообразите смешение различных видов восприятия

Чем пахнет слово «участвовать»?

Каково на ощупь число семь?

Какой вкус у голубого цвета?

Как выглядит идея свободы?

Какая форма у среды?

Каков вкус радости?

                                         

 

свернуть