Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Слуцкого районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
"Гимназия № 1 г. Слуцка"
Семья одаренного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Опыт наблюдения за семьями особо одаренных детей позволяет выделить следующие особенности, имеющие принципиальное значение для развития одаренности.
1. В семьях особо одаренных детей отчетливо прослеживается высокая ценность образования, при этом весьма образованными оказываются и сами родители.
2.Повышенное, в сравнении с обычными семьями, внимание к ребенку, когда вся жизнь семьи сосредоточена на ребенке. Хотя такое внимание потом может стать тормозом для его душевной автономии, однако, именно оно, несомненно, является одним из важнейших факторов развития незаурядных способностей.
3. Во многих случаях именно родители начинают обучать одаренного ребенка, при этом часто, хотя и не всегда, кто-нибудь из них на долгие годы становится подлинным наставником своего ребенка в самой разной деятельности: в художественно-эстетической, спорте, в том или ином виде познания.
4. Фанатическое желание родителей развивать способности своего ребенка имеет и негативную сторону: в семьях наблюдается определенная попустительская позиция в отношении развития у своего ребенка ряда социальных и в особенности бытовых навыков. Порой вмешиваются в учебный процесс и даже провоцируют конфликт с администрацией.
Рекомендации родителям, воспитывающим одаренного ребенка
Для благотворного развития личности одаренного ребенка необходимо с первых дней жизни:
Одаренные родители и одаренные дети
Одаренный ребенок вправе рассчитывать, что его способности найдут понимание и поддержку родителей в поиске наилучшего использования таких способностей и для него самого и для окружающих. Отношения между ребенком и родителями – это самое важное в воспитании добрых чувств и к нему самому, и ко всему миру.
Поэтому родителям любого ребенка (а одаренного – особенно!), по мнению Кэрол Тэкекс, профессора университета Кливленда, следует в отношениях с личностью, открывающей себя себе самой придерживаться следующего:
Кроме того, родителям, по мнению К. Тэкекс, целесообразно развивать в своих детях (независимо от наличия/отсутствия признаков одаренности) следующие личностные качества:
Родители создадут прекрасные условия для развития этих качеств, если своим собственным поведением продемонстрируют, что:
Родителям следует принимать детей такими, какие они есть, не стоит рассматривать их только в качестве носителей талантов. Их достоинства вырастают из индивидуальности личности, а достижения, в конечном счете, зависят от того, как эта личность разовьётся.
Американский психолог Дэвид Льюис составил для родителей список утверждений, которые описывают удачный опыт воспитания одаренных детей. Если родители или учитель, прочитав его, полностью могут согласиться хотя бы с 20% из этих утверждений, то это уже неплохо. Оставшиеся процентов 50 (именно 50!) очертят родителю и учителю направление дальнейшего совершенствования.
Если Вы готовы согласиться с 90 процентов утверждений, то подвергните, пожалуйста, ревизии ту искренность, с которой Вы отвечали. Если Вы были правдивы, то хватает ли Вам времени на дела в сфере Вашей личной жизни? Может быть, стоит предоставить большую свободу своему ребенку и себе самому?
Позвольте детям быть детьми.
Нет единого на все случаи правила о том, как воспитывать ребенка. Каждый ребенок уникален, уникальны и наши отношения с ним. Но есть действия, которые противопоказаны в отношениях с любым ребенком без исключения. Речь идет о том, что родителям делать нельзя.
Если мы хотим воспитывать человека, которому свойственна самодисциплина, нам надо в первую очередь развивать его самосознание, стремиться к тому, чтобы у ребенка формировался устойчивый образ самого себя. Надо избежать всего того, что разрушает этот устойчивый образ.
Конечно, время от времени родители пользуются недозволенными методами в отношениях с детьми. Иногда это случается из-за собственной неграмотности, иногда из-за «расстроенных» чувств. Однако необходимо перечислить эти недозволенные приемы, чтобы никто не использовал их даже по своему незнанию.
Не унижай ребенка! Мы иногда можем сказать ребенку: «А лучшего ты ничего не мог придумать? У тебя голова на плечах есть?» и т. д. Каждый раз, когда мы говорим нечто подобное, мы разрушаем устойчивый образ, о котором шла речь.
Не угрожай! Мы временами говорим: «Если ты еще раз это сделаешь, ты у меня получишь!» или «Если ты еще раз ударишь своего братика, я тебя так ударю!» Каждый раз, когда мы угрожаем ребенку, мы учим его: бояться и ненавидеть нас. Угрозы тут бесполезны, они не улучшат поведение ребенка.
Не требуй обещаний! Последовательность действий иногда бывает такой: «Теперь обещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь!» И, конечно, получает обещание. А через пол часа ребенок вновь повторяет свой поступок. Мама обижена и расстроена: «Ты же мне обещал!» Она не знает одного – обещание ничего не означает для маленького ребенка. Обещание, как и его сестра – угроза, относятся к будущему, а ребенок живет только настоящим. Если ребенок пугливый и скромный, то требование обещаний будет развивать у него чувство вины при нарушении этих обещаний. Если же ребенок чувствительный, то это научит его цинизму: слова – это одно, а дело – совсем другое.
Не опекай излишне! Это унижает ребенка в собственных глазах. Чрезмерная опека приучает его к мысли, что он сам ничего сделать не может. Многие родители недооценивают возможности своего ребенка сделать что-нибудь самостоятельно. Необходимо принять девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам».
Не говори слишком много! Множественные разъяснения обозначают для ребенка: «Ты не способен понять простые вещи, лучше послушай, что я тебе объясню».
Не требуй безоговорочного послушания! Представьте, что ваш муж говорит вам: «Дорогая, оставь все и подай мне чашку кофе сейчас же». Как вам это понравится? Так же это нравится и вашему ребенку, если от него требуют, чтобы он незамедлительно бросил все, чем занимался. Нам нужно предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать». Мы можем позволить ему немного поворчать: «Ой, мама! Я еще погуляю». Слепое послушание подходит для марионетки, но оно не способствует формированию независимого и самостоятельного человека.
Не потворствуй ребенку! В данном случае речь идет о вседозволенности. Ребенок сразу чувствует, что родители боятся быть твердыми в сохранении границ дозволенного, боятся сказать ему «нет». Это дает ребенку уверенность, что все правила – «резиновые», немного поднажать – и они растянуться. Это может сработать в рамках семьи, но за ее границами возможны горькие разочарования. Потворствовать ребенку – это значит не дать ему возможность вырасти приспособленным к жизни человеком.
Будь последовательным в своих требованиях! В субботу у мамы хорошее настроение и она позволяет ребенку нарушать все правила или какую то их часть. В понедельник, когда ребенок делает тоже самое, она «набрасывается» на него. Представьте себя на месте этого ребенка. Научились бы вы водить машину, если бы в понедельник, вторник и четверг красный свет светофора означал «стоп», а в среду, пятницу и субботу – разрешал движение?
Ребенку необходима последовательность в требованиях, он должен знать, что от него ждут. Непоследовательность в разрешениях и запретах этому не способствует.
Не требуй того, что не соответствует возрасту ребенка! Если вы ждете от двухлетнего ребенка, чтобы он был таким же послушным, как и пятилетний, то этим вы вызовете чувства неприязни к вам. Вы требуете от его взрослости поведения, на которую он еще по возрасту не способен. И это плохо влияет на развитие его самосознания.
Не морализируй! Это вызывает у ребенка чувство виноватости и развивает отрицательную самооценку. Вся мораль в конечном итоге сводится к одному: «То, что ты сделал – плохо. Ты плохой, потому, что ты это сделал, И ты смог все это сделать после всего хорошего, что мама делает для тебя?»
Каждый день тысячи слов ругани адресуется нашим детям. Если бы это все записать на магнитофон и потом проиграть мамам, то они были бы удивлены. Чего они только не говорят своим детям. Здесь и угрозы, и насмешки, и беспрерывное бурчание, и, конечно, бесконечные лекции на моральные темы. Установлено, что под влиянием потока слов ребенок «отключается». Это его единственный способ обороны, который он быстро усваивает. Конечно, он не может полностью отключиться, по этому чувствует себя виноватым.
Не лишай своего ребенка права быть ребенком! Если мы, родители, будем пользоваться только правильными педагогическими методами и избегать нежелательных – что в итоге мы получим? Примерного ребенка? Как считают психологи, «примерный» ребенок – несчастный ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него – серьезные проблемы. Представьте себе, что мы в итоге воспитываем дошкольника тихого и всегда уважительного ко взрослым, который никогда не бунтует, не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него требуют. У него нет отрицательных эмоций в отношении чего-нибудь, он высокоморальный, стыдливый и аккуратный, никого никогда не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым, который маскируется под ребенка?
Воспитывая наших детей, развивая их самодисциплину, давайте не будем забывать, что они все таки дети. Давайте оставим за ними это право!
Что же делать, если… у ребенка нет желания поделиться с вами мыслями и бедами и слушать то, что говорите ему вы? Когда ребенок что-то рассказывает вам, дайте ему понять, что вы его внимательно слушаете. Не нужно в это время вытирать пыль, просматривать газеты или красить ногти. Ребенок сразу почувствует, что он не в центре вашего внимания, и у него пропадет желание говорить.
Смотрите в глаза ребенка, что бы он видел, что вы сосредоточены на том, что он вам говорит. Поддерживайте его и спрашивайте: «А что там дальше?».
Когда вы отвечаете на вопрос ребенка, старайтесь не быть многословным. Как сказал один мальчик: «Папа, почему мои вопросы такие маленькие, а твои ответы такие длинные?» Как считают психологи, для ребенка семи лет фраза больше чем из восьми слов уже тяжела для восприятия. Пусть в разговоре преобладает речь ребенка.
Имейте мужество стать перед ребенком со всеми своими человеческими чувствами и слабостями. Если у вас хватит мужества раскрыть их перед ребенком, это пойдет на пользу вам обоим. Исследования показывают, что если один человек в чем нибудь признается другому, он, как правило, получает аналогичное признание. Тоже самое получится с вами и вашим ребенком.
Расскажите сыну или дочери про свои «приключения», начиная с того времени, когда вы были маленькими. Попробуйте рассказать им про такие вещи, про которые родители, как правило, не рассказывают детям, считая, что это им не интересно. Про добрых и плохих учителей в школе, где вы учились. Про ваши «разборки» с мальчишками-одногодками, о том как проводили каникулы, про то, как вы начали собирать марки, про первое свидание и т.д. Вы увидите, что все это интересно для вашего ребенка, вы предстанете перед ним живым человеком. Только не нужно из каждой истории делать мораль. Просто расскажите…
Что делать, если… ваш ребенок стеснительный? Главное – не упрекайте: «Ну почему ты стесняешься?» и т.д. Если вы внушите ребенку, что он в самом деле стеснительный, исправить положение будет сложнее.
Разговаривая с учителями, не говорите: «Знаете, он у меня такой стеснительный.» К сожалению, для учителя плохая успеваемость и стеснительность часто обозначают одно и тоже. Лучше сказать: «Мой ребенок не сразу привыкает к новым людям.» Подумайте, как сказать.
Пускай ваш ребенок чаще играет с детьми, моложе его. Здесь у его будет больше возможностей проявить себя, действовать с позиции авторитета. Уважение и восхищение младших придадут ему уверенности.
Если он сам интуитивно выбирает себе окружение среди младших детей, не перечьте ему и не задавайте ему бестактных вопросов: «Почему ты все время играешь с маленькими? Где же твои одногодки?»
«Пик» стыдливости приходится на процедуру знакомства с новыми людьми. И не надо пользоваться именно этой ситуацией для того, чтобы привить ребенку социальные навыки и умения: «Поздоровайся с тетей! Скажи ей, как твое имя».
Что делать, если ваша дочь стала молчаливой и замкнутой. Не начинайте донимать ее душевными разговорами, оставьте все попытки чтобы узнать что либо. Это только ухудшит положение. Найдите такое занятие, которое вы будете выполнять вместе, тогда возникнет взаимопонимание. Но не старайтесь заглянуть во все уголки личной жизни ребенка. У него есть стремление не только к общению, но и к одиночеству. Побыть с самим собой, помечтать, подумать.
Рекомендации по профориентации
1. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность.
2. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно.
3. Полезно предложить ребенку поработать на каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.
4. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.
5. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.
6. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути.
Вместе, но не вместо
Главное для родителей - отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него. Помогают - потому что большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть их испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе им предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И растерянность подростка, когда ему вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе, вполне понятна. Так что вряд ли родителям стоит так уж рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии: ваш повзрослевший малыш подсознательно ждет совета от старших, даже если прямо он об этом не говорит. С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил. Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится он не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность.
Но, разумеется, действенная профориентационная работа возможна только в тех семьях, где налажена доверительная атмосфера. Если же диалога не получается и обсуждение любого вопроса заканчивается открытой конфронтацией, значит, сначала надо восстанавливать «погоду в доме» (и лучше при помощи психолога), а уж потом заниматься планированием будущего.
7 шагов к решению
Итак, задача родителей - не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как это сделать?
ШАГ 1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки - названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет - минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание.
Разумеется, такой способ профориентации - не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.
ШАГ 2. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем, очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Другие смешивают понятия «профессия» и «должность», например заявляют: «Хочу быть начальником!» Кто-то говорит, что любит играть в компьютерные игры, получать информацию из Интернета, поэтому хочет стать программистом. А ведь программист - отнюдь не просто пользователь компьютера. Задача родителя - выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает.
К профориентационной работе можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему юристом - и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, - стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности.
ШАГ 3. Больше информации! Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты. Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).
ШАГ 4. От слов - к делу. Но не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе.
ШАГ 5. Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего, познать себя - свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой - соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь зрительную логику и образное мышление, журналисту - умение замечать детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу - физическую подготовку и организаторские способности и т. д. В Интернете есть много толковых тестов, которые позволяют «нащупать» профессиональные интересы, личностные особенности, способности старшеклассника и соотнести эти параметры друг с другом. Однако надо иметь в виду, что цель таких тестов - не выдать готовый ответ на вопрос «кем быть», а «запустить» процесс самопознания, помочь ребенку разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет. И ни в коем случае нельзя считать полученные результаты и выводы однозначно верными.
ШАГ 6. В учреждение образования - на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в учреждения высшего, профессионально-технического и среднего специального образования - и желательно не в одно. Не придавайте таким походам чрезмерное значение - ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в учреждение образования просто как в музей - посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое - не мое».
ШАГ 7. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?» А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть».
Ошибка - тоже опыт
Выбор профессии - дело, без сомнения, важное и ответственное, но не стоит относиться к нему как к процессу необратимому. Тот выбор, который делают наши дети сегодня, отражает лишь их нынешние интересы и потребности. Замечательно, если выбранная специальность всегда будет им интересна, ну а если их предпочтения изменятся - в этом нет никакой трагедии. Специалисты отмечают, что выбор профессии один раз и на всю жизнь уходит в прошлое. Мы живем в мире, который стремительно меняется. Невозможно предсказать, какова будет ситуация на рынке труда, скажем, лет через десять.
Не исключено, что специальности, которые в настоящее время востребованы и высоко оплачиваются, совсем не будут таковыми и наоборот. Но в любом случае у каждого остается возможность что-то переиграть или начать заново.
Если ребенок не может выбрать профессию сам:
Если ребенок выбирает профессию, которая Вас не устраивает:
Если ребенок уже выбрал профессию: