Профориентационная работа
Задачами профориентационной работы являются:
- предоставление информации о мире профессий и профессиональной ориентации;
- ознакомление учащихся с природными задатками человека и условиями для развития их в способности;
- способствовать личностному развитию учащихся;
- выявление природных задатков и трансформации их в способности;
- ознакомление с актуальностью в потребности профессий на рынке труда;
- совместно с учащимися выявить последствия ошибки в выборе профессии;
- способствовать выработке навыков самопрезентации как залога начала успешной трудовой деятельности.
Основные формы и методы работы:
- работа в рамках урока;
- работа с учебными материалами вне урока – исследовательские и социальные проекты, эксперименты, практики и практикумы, стажировки, экскурсии и др.;
- работа в метапредметной или надпредметной области – исследовательские и социальные проекты, кружки, занятия в студиях, занятия в клубных пространствах, производительный труд, производственные практики;
- работа в разновозрастных группах в рамках детских объединений школы, района;
- работа в пространстве расширенного социального действия – познавательные интернет-ресурсы, социальные познавательные сети, дистанционные образовательные программы и курсы.
Основные этапы профориентации в школе:
I ступень общего среднего образования
I.1. Начальная школа (1-4 классы).
С помощью профориентационной деятельности (ролевые, дидактические игры, беседы, конкурсы, общественно полезный труд, экскурсии на предприятия, где работают родители, семейные праздники и др.) формируется представление о мире профессий, добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, дается установка на выбор профессии, развивается интерес к будущей профессии.
II ступень общего среднего образования
II.1. Основная школа (5-7 классы).
Формируется осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.
II.2. Основная школа (8-9 классы).
Формируется представление о профессиональных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, умение адекватно оценить свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.
Основное внимание уделяется консультационной помощи в выборе профессии, определяется стратегия действий по освоению запасного варианта.
III ступень общего среднего образования
III.1. Старшие классы (10-11 классы).
Профессиональное самоопределение осуществляется на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у учеников проявляется устойчивый интерес и способности. Основное внимание обращается на формирование профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценку и коррекцию профессиональных планов; знакомство со способами достижения результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии.