Очень часто можно слышать от учителей высказывания: «Ничего не хотят…», «Ничего не учат…», «Не хотят ничего делать…» и т.п.
Есть три силы, заставляющие детей учиться: послушание, увлечение, цель.
Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет.
Задание коллективу: Уважаемые коллеги! Я буду зачитывать вопросы и спустя несколько секунд отвечать на них. Подсчитайте, сколько у каждого из вас будет правильных ответов на данные вопросы.
- Народ какой страны создал тарантеллу? (Италии.)
- В переводе с латинского языка это означает состязание, соперничество. О каком музыкальном жанре идет речь? (Концерт.)
- От чего умер Базаров? (От заражения.)
- Какая часть речи в русском языке не относится ни к самостоятельной, ни к служебной части речи? (Междометие.)
- Назовите формулу площади круга. (пR2)
- При каком императоре было отменено крепостное право? (При АлександреII.)
- Как называется слияние городских агломераций? (Мегаполис.)
- Кто является основоположником теории химического строения органических соединений? (А.М. Бутлеров.)
- Какая величина является мерой гравитации? (Масса.)
- Кто считается русским энциклопедистом в области науки, культуры, искусства и технологии производства? (М.В. Ломоносов.)
Есть ли такие, которые смогли ответить на все 10? 9? 8? Результаты свидетельствуют, что таких нет. В основном мы отвечаем на 5-7 вопросов.
Возможно, мы не смогли ответить из-за неожиданности такой формы начала работы или недостаточности времени на обдумывание, или принадлежности вопросов разным образовательным областям, или другим причинам. Но это доказывает, что незнание каких-то фактов не мешает учителю жить и трудиться, не умаляет его значение как специалиста. Есть различные источники информации, откуда мы можем взять ответы на эти вопросы. И задача учителя научить учащихся пользоваться ими, научить их учиться. Что и является некоторой степени компетенцией.
В инструктивно-методическом письме Министерства образования Республики Беларусь «О деятельности учреждений общего среднего образования, структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, в 2018/2019 учебном году» (утверждено 24.07.2018) отмечено, что на уровне общего среднего образования основными задачами являются подготовка к жизни всех без исключения учащихся, помощь им в осуществлении своего жизненного и профессионального самоопределения, обеспечение социальной и профессиональной мобильности личности, способной быть конкурентоспособной.
Итак, тема нашего педагогического совета обозначена. Она современна, актуальна, требует нашего пристального внимания. Какова цель нашего педсовета? Какие мы поставим задачи на сегодняшний педсовет?
Современные условия развития общества все больше и больше указывают на то, что умения выявлять, классифицировать, наблюдать, описывать, оценивать, отличать знание от мнения, делать выводы из анализа мышления и деятельности и т.д. становятся все более актуальными. Именно в этом контексте зависимость общества от школы будет возрастать. Нам необходимо осознать, что от нас требуется иной подход к организации образовательной среды и иные образовательные технологии.
Сегодня речь пойдет о практико-ориентированном обучении учащихся. Практико-ориентированное обучение строится на следующих принципах:
- активные формы приобретения и усвоения знаний;
- мотивированное обеспечение учебного процесса;
- гарантия исследовательской свободы;
- самоанализ собственного опыта;
- расширение возможностей социализации обучения.
Для реализации данных принципов применяются следующие формы учебных занятий и методические приемы: моделирование ситуации; семинар; конференция; исследование; проект; мастер-класс; практикум; веб-квест (Образовательный веб-квест – это сайт в интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, а также могут быть и межпредметными. Различают два типа веб-квестов: для кратковременной (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно-три занятия) и длительной работы (цель: углубление и преобразование знаний учащихся, рассчитаны на длительный срок – может быть, на четверть или учебный год). Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ними находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов).