Педагогический совет (28.12.2018)

Деятельность педагогического коллектива по использованию в образовательном процессе практико-ориентированного обучения с целью формирования социально значимых компетенций учащихся

Если ученик в школе не научился сам творить, то в

жизни он будет только подражать, копировать, так

как мало таких, которые бы, научившись копировать,

умели сделать самостоятельное приложение этих сведений

Л. Н. Толстой

 

Цель и задачи педагогического совета

Цель:

Определение основных направлений деятельности педагогического коллектива по использованию в образовательном процессе практико-ориентированного обучения с целью формирования социально значимых компетенций учащихся.

Задачи:

  • рассмотреть основные направления деятельности педагогов по реализации практико-ориентированного обучения; познакомить с содержанием терминов «практико-ориентированное обучение», «социально значимый», «компетенции»;
  • создать условия для повышения мотивации педколлектива к реализации практико-ориентированного обучения с целью формирования социально значимых компетенций учащихся;
  • определить эффективные формы педагогической работы в аспекте практико-ориентированного обучения;
  • разработать рекомендации по эффективному применению в педагогической деятельности практико-ориентированного обучения;

Организация рабочих мест:

Коллектив распределяется по методическим объединениям.

 Оборудование:

  • компьютер;
  • проектор.
свернуть

Этапы педагогического совета

1 этап. Организационный
развернуть

Очень часто можно слышать от учителей высказывания: «Ничего не хотят…», «Ничего не учат…», «Не хотят ничего делать…» и т.п.

Есть три силы, заставляющие детей учиться: послушание, увлечение, цель.

Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет.

Задание коллективу: Уважаемые коллеги! Я буду зачитывать вопросы и спустя несколько секунд отвечать на них. Подсчитайте, сколько у каждого из вас будет правильных ответов на данные вопросы.

  1. Народ какой страны создал тарантеллу? (Италии.)
  2. В переводе с латинского языка это означает состязание, соперничество. О каком музыкальном жанре идет речь? (Концерт.)
  3. От чего умер Базаров? (От заражения.)
  4. Какая часть речи в русском языке не относится ни к самостоятельной, ни к служебной части речи? (Междометие.)
  5. Назовите формулу площади круга. (пR2)
  6. При каком императоре было отменено крепостное право? (При АлександреII.)
  7. Как называется слияние городских агломераций? (Мегаполис.)
  8. Кто является основоположником теории химического строения органических соединений? (А.М. Бутлеров.)
  9. Какая величина является мерой гравитации? (Масса.)
  10. Кто считается русским энциклопедистом в области науки, культуры, искусства и технологии производства? (М.В. Ломоносов.)

Есть ли такие, которые смогли ответить на все 10? 9? 8? Результаты свидетельствуют, что таких нет. В основном мы отвечаем на 5-7 вопросов.

Возможно, мы не смогли ответить из-за неожиданности такой формы начала работы или недостаточности времени на обдумывание, или принадлежности вопросов разным образовательным областям, или другим причинам. Но это доказывает, что незнание каких-то фактов не мешает учителю жить и трудиться, не умаляет его значение как специалиста. Есть различные источники информации, откуда мы можем взять ответы на эти вопросы. И задача учителя научить учащихся пользоваться ими, научить их учиться. Что и является некоторой степени компетенцией.

В инструктивно-методическом письме Министерства образования Республики Беларусь «О деятельности учреждений общего среднего образования, структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, в 2018/2019 учебном году» (утверждено 24.07.2018) отмечено, что на уровне общего среднего образования основными задачами являются подготовка к жизни всех без исключения учащихся, помощь им в осуществлении своего жизненного и профессионального самоопределения, обеспечение социальной и профессиональной мобильности личности, способной быть конкурентоспособной.

Итак, тема нашего педагогического совета обозначена. Она современна, актуальна, требует нашего пристального внимания. Какова цель нашего педсовета? Какие мы поставим задачи на сегодняшний педсовет?

Современные условия развития общества все больше и больше указывают на то, что умения выявлять, классифицировать, наблюдать, описывать, оценивать, отличать знание от мнения, делать выводы из анализа мышления и деятельности и т.д. становятся все более актуальными. Именно в этом контексте зависимость общества от школы будет возрастать. Нам необходимо осознать, что от нас требуется иной подход к организации образовательной среды и иные образовательные технологии.

Сегодня речь пойдет о практико-ориентированном обучении учащихся. Практико-ориентированное обучение строится на следующих принципах:

  • активные формы приобретения и усвоения знаний;
  • мотивированное обеспечение учебного процесса;
  • гарантия исследовательской свободы;
  • самоанализ собственного опыта;
  • расширение возможностей социализации обучения.

Для реализации данных принципов применяются следующие формы учебных занятий и методические приемы: моделирование ситуации; семинар; конференция; исследование; проект; мастер-класс; практикум; веб-квест (Образовательный веб-квест – это сайт в интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, а также могут быть и межпредметными. Различают два типа веб-квестов: для кратковременной (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно-три занятия) и длительной работы (цель: углубление и преобразование знаний учащихся, рассчитаны на длительный срок – может быть, на четверть или учебный год). Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ними находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов).

 

свернуть

2 этап. Мотивационный
развернуть

Идеальный тип человека современности:

Это самостоятельный, предприимчивый, ответственный, коммуникабельный, толерантный, способный видеть и решать проблемы автономно, а также, в группах, готовый и способный постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в команде и т.д.

Необходимость обучения подобным качествам (компетенциям) по существу и является ответом образования на вызовы современного общества.

Средствами учебной деятельности преимущественно формируются:

  • предметные знания, умения и навыки;
  • общеучебные умения и навыки, приобретается опыт практической предметной деятельности.

Средствами внеучебной воспитательной деятельности преимущественно формируются:

  • ценности деятельности, общения, самообразования;
  • привычка быть мобилизованным и готовым к изменениям;
  • личностные умения: рефлексивные, оценочные;
  • личностные качества: самостоятельность, ответственность, а также приобретается опыт общения и взаимодействия с людьми, в том числе в коллективе.

В соответствии с итогами исследования 2015 года лучшее среднее образование учащиеся получают в странах Восточной Азии (Китай, Республика Корея, Сингапур, Япония).

Наша ближайшая соседка Россия участвует в данном виде мониторинга уже не в первый раз, с 2006 года. По итогам последнего исследования, проводимого в 2015 году, качество образования в России оказалось хуже среднего в мире. Россия заняла 33 место в рейтинге PISA, рядом с Латвией, Испанией, Италией и Венгрией. Лучшей по качеству образования страной Европы стала Эстония. С результатами исследования PISA, а также некоторыми примерными заданиями можно познакомиться на сайте www.centeroko.ru.

Проводимое исследование выявило ряд проблем:

  • получает задание, но, прочитав его, не может понять, в чем его суть;
  • не может применить определенный набор знаний (фактов), которым он обладает, к решению конкретной задачи и теряется в нестандартной ситуации;
  • при выполнении коллективного задания не может согласовать свою позицию и действия с действиями других и т.д.
свернуть

3 этап. Введение в проблему
развернуть

Согласно классификации Хуторского А.В. выделяют 7 ключевых компетенций:

  1. ценностно-смысловые компетенции;
  2. общекультурные компетенции;
  3. учебно-познавательные компетенции;
  4. информационные компетенции;
  5. коммуникативные компетенции;
  6. социально-трудовые компетенции;
  7. компетенции личностного самосовершенствования.

Формирование ключевых компетенций

Ценностно-смысловые

Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами обучающегося, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение

Данный вид компетенций предполагает умения:

  • формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемым учебным предметам;
  • владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций, уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
  • осуществлять индивидуальную образовательную траекторию.

Формируются при:

  • организации парной, групповой работы, при которой учащиеся много говорят;
  • проведении ролевых игр;
  • проведении дискуссий, во время которых происходит обсуждение спорного вопроса, обмен мнениями, идеями;
  • создание различных текстов (сочинений, сообщений) и публичное представление.

Общекультурные

Это компетенции, связанные с познанием и опытом деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры

Данный вид компетенций предполагает:

  • владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей, уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;
  • определять свое место и роль в окружающем мире;
  • владение культурой семейных, социальных, общественных отношений;
  • осознавать роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир;
  • действовать в сфере трудовых отношений.

Формируются при:

  • организации целеполагания;
  • планировании учащимся своей деятельности;
  • проведении анализа выполненной работы;
  • осуществлении рефлексии и самооценки;
  • создании проблемных ситуаций;
  • проведении «мозгового штурма»;
  • участии в проектной деятельности.

Коммуникативные

Это компетенции, включающие знания необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе.

Данный вид компетенций предполагает:

  • уметь представлять себя, свой класс (группу), учебное заведение устно и письменно;
  • владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
  • владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действия в ситуации общения, умениями искать и находить компромиссы.

Формируются при:

  • организации допрофильной подготовки и профильного обучения;
  • проведении общественно-полезного труда, проведении профессиональных проб;
  • деловых, ролевых и имитационных играх, социальных практиках и проектах;
  • участии в предметных неделях.

Учебно-познавательные

Это совокупность компетенций учащихся в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами.

Данный вид компетенций предполагает умения:

  • ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснять свою цель;
  • организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
  • задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений;
  • ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы;
  • формулировать выводы;
  • выступать устно о результатах исследования с использованием компьютерных средств и технологий.

Формируются при:

  • выполнении заданий с «лишними данными»;
  • выполнении задания на развитие навыков самоконтроля;
  • самостоятельным составлении учащимися теста с поиском вариантов ошибочных и правильных ответов.

Информационные

Это компетенции, обеспечивающие навыки деятельности учащегося с информацией, содержащейся в учебных предметах, средствах массовой информации, а также в окружающем мире.

Данный вид компетенций предполагаем умения:

  • работать с различными источниками информации: книгами, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернет;
  • самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
  • ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам средств массовой информации.

Формируются при выполнении заданий, для решения которых необходимо привлечь Интернет, справочники, словари, энциклопедии.

Социально-трудовые

Это компетенции, обеспечивающие овладение минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

Данный вид компетенций предполагает владение знаниями и опытом:

  • в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя);
  • в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя);
  • в сфере семейных отношений и обязанностей;
  • в вопросах экономики и права;
  • в области профессионального самоопределения.

Формируются при:

  • решении нестандартных, занимательных задач;
  • проблемном способе изложения новой темы или использовании технологии французских педагогических мастерских;
  • проведении мини-исследований на основе изучения материала.

Личностного совершенствования

Эти компетенции выражаются в овладении учащимися способами деятельности в собственных интересах и возможностях, в его непрерывном самопознании, развитии необходимых личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

Данный вид компетенций предполагает владение знаниями и опытом:

  • при освоении способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития;
  • эмоциональной саморегуляции и самоподдержки;
  • культуры мышления и поведения;
  • правил личной гигиены, заботы о собственном здоровье;
  • внутренней экологической культуры

Формируются при:

  • введении исторических фактов из жизни ученых;
  • высказываний выдающихся людей;
  • рассмотрении фактов о передовых научных открытиях, культурно-исторических событиях;
  • использовании устных заданий на грамотное произношение и употребление имен, терминов, понятий, заданий с информационно-познавательной направленностью;
  • выполнении домашней работы по составлению заданий.
свернуть

4 этап. Практический
развернуть

Каждой из групп предлагаются три вопроса для обсуждения.

Первый вопрос для обсуждения:

Когда обучающемуся не интересно учиться? Когда педагогу не интересно учить?

В течение 5 минут методом мозгового штурма участники составляют перечень причин.

Проблемы:

  1. Недостаточный уровень владения педагогом современными образовательными технологиями препятствует формированию социально значимых компетенций.
  2. Развитие у обучающихся способности самостоятельно решать проблемы в различных областях деятельности невозможно без практико-ориентированной направленности обучения.
  3. Противоречие между фронтальными формами организации обучения и «пассивными» методами обучения с одной стороны и необходимость обеспечения деятельностного характера обучения с другой стороны.

Второй вопрос для обсуждения:

Станет ли педагогу интересно учить, а обучающемуся интересно учиться, если использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии и методики?

В течение 5 минут участники подбирают как минимум по 3 довода, которые, по мнению членов группы, доказывают эффективность технологии, способной повысить интерес к процессу обучения.

Выделяются следующие технологии:

  • личностно-ориентированные технологии предусматривают приоритет субъект-субъектного обучения, диагностику личностного роста, ситуационное проектирование, игровое моделирование, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном, социокультурном и образовательном пространстве;
  • здоровьесберегающие технологии, отличительной особенностью которых является приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье – обязательное условие образовательного процесса;
  • информационные технологии позволяют индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать познавательную активность и самостоятельность обучающихся;
  • игровые технологии позволяют управлять эмоциональным напряжением в процессе обучения, способствуют овладению умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения. В процессе игры дети незаметно осваивают то, что трудным было ранее;
  • проблемно-развивающие технологии обучения способствуют развитию творческих способностей обучающихся; формированию критического мышления и положительных эмоций.
  • проектные технологии, суть которых состоит в том, что обучающийся в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты, проживает конкретные ситуации. В основе проектных технологий лежит метод проектов, который направлен на развитие познавательных навыков обучающихся, критического мышления, формирование умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве.

Третий вопрос для обсуждения:

Что нужно сделать, чтобы образовательный процесс стал практико-ориентированным?

Педагогический совет пришел к выводу о необходимости использования методической системы «САМО-»: развития личности как помощи ребенку в самостоятельном решении жизненных проблем, преодолении трудностей учения, общения, здоровья, в проведении досуга, то есть помощь в самоопределении, самореализации, самореорганизации и самореабилитации.

Сегодня образование – это одна из форм социализации, это средство «встроить» растущего человека в общее для всех жизненное пространство. Воспитание – часть социализирующего образования. Воспитание – это специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, то есть это процесс приобщения человека к общему и должному.

В понятие «образование» сегодня включены процессы обучения и воспитания, в котором складывается новая система ценностей, где вместо культа отметки и дисциплины царит истинная культура – внутренняя культура, в системе ценностей которой главная ценность – личность ребенка.

Таким образом, для построения практико-ориентированного образования необходим новый деятельностно-компетентностный подход. А традиционная образовательная триада дополняется новой дидактической единицей:

«Знания – Умения – Навыки – Опыт деятельности».

В отличие от традиционного образования, ориентированного на усвоение знаний, при этом практико-ориентированное образование направлено на приобретение, кроме знаний, умений, навыков, опыта практической деятельности.

 

свернуть

5 этап. ИТОГИ
развернуть

Педагогическим советом отмечено, что образовательный процесс – это планирование собственной деятельности учителя и им же деятельности учащихся на уроке, организации работы, стимулирование интереса к учению, активности по усвоению знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности и контроля над учебным познанием учащихся.

Инструментом воздействия в педагогической деятельности учителя выступает общение. В процессе общения идет обмен мыслями, идеями, высказанными в речи (вербальное общение), а также настроениями, чувствами, которые, помимо речи, могут быть переданы жестами, мимикой, взглядом и т. п. (невербальное общение).

Эта часть педагогического совета построена в виде групповой работы. Участники делятся на группы согласно методическим формированиям гимназии.

свернуть

6 этап. Проект решения
развернуть
  1. Учителям-предметникам с целью реализации практико-ориентированного подхода к обучению:

1.1. систематически работать над усилением практического аспекта подготовки учащихся за счет использования практико–ориентированного обучения;

1.2. подбирать задания, упражнения, жизненные учебные ситуации, организовывать исследовательскую и проектную деятельность;

1.3. максимально использовать самостоятельные работы как источник знаний и навыков;

1.4. учить учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы.

1.5. продуманно организовывать деятельность каждого ученика на протяжении всего урока;

1.6. применять групповую работу с распределением заданий-ролей в группе.

  1. Руководителям методических объединений:

2.1. создать банк материалов практико-ориентированной направленности для качественного использования его в образовательном процессе;

2.2. активно внедрять различные формы и методы работы с целью формирования у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков;

2.3. пересмотреть и уточнить темы самообразования с учетом практико-ориентированной направленности образовательного процесса;

2.4.  разработать рекомендации по эффективному применению в педагогической практике практико-ориентированного обучения;

2.5. с целью обеспечения качественной работы по организации процесса самообразования использовать методические материалы и рекомендации, наработанные в ходе подготовки и проведения педагогического совета

свернуть

Фотопрезентация педагогического совета (28.12.2018)